Модели инклюзивного образования в географии

Условия, в которых проводится обучение географии, средства, при помощи которых оно осуществляется, а также сам характер обучения имеют существенные особенности.  Процесс обучения строится с учётом задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.      Учитель совместно со школьным логопедом и психологом проводит диагностику и изучение реальных учебных возможностей школьников.

Ежедневное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающегося в режиме личных бесед, видеоконференций, консультаций по вопросам обучения и воспитания и т.д. Знание возрастной психологии, тифлопедагогики, умение разрабатывать педагогическую стратегию развития учащихся в целом и каждого в отдельности помогают учителю добиваться положительных результатов в обучении, развивать и поддерживать у них интерес к учению.

      Принципы и методы обучения:

  • доступное содержание учебного материала (при отборе содержания ведущими являются принципы практической значимости и жизненной необходимости учебного материала для социальной адаптации детей с ОВЗ);
  • использование основных традиционных методов обучения: беседа, предварительное наблюдение, рассказ, экскурсия, демонстрация натуральных объектов, трудовые операции, выполнение практических заданий, повторные упражнения;
  • ведущим методом в обучении является деятельностный подход, поэтому выполнение практических заданий носит приоритетный характер;
  • оценка деятельности используется как метод воспитательного воздействия, коррекции поведения, мотивации к участию в учебном процессе.

       Так как у детей со зрительной депривацией и нарушением интеллекта отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы, повышенный уровень тревожности, недостаточно сформированы коммуникативные навыки. Для коррекции недостатков, развития способностей и для активизации познавательной деятельности, на уроке применяются нетрадиционные формы занятий:

— интегрированные (межпредметные) занятия, объединенные единой темой или проблемой;

— комбинированные (лекционно-семинарские и лекционно-практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала;

— проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект — субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъект – объектных отношений). Непосредственной целью проектных занятий является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать. Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т.д.

    В работе используются элементы технологии проблемного обучения. В ходе учебной деятельности создаётся проблемная ситуация, которая интересна и значима для каждого и обучающиеся в ходе активной самостоятельной деятельности находят ответы на поставленные вопросы. Это способствует развитию мыслительной деятельности обучающихся.

    В своей работе использую элементы технологии игровых методов обучения. Игровая деятельность выполняет следующие функции: коррекция, самореализация, социализация, диагностическая, игротерапевтическая, развлекательная, коммуникативная.

     Использование игровых методов особенно важно для больных детей (а большинство детей нашего центра, помимо серьезных нарушений зрения, к сожалению, имеют серьезные соматические заболевания). В процессе игры такой ребенок быстрее включается в учебную деятельность. Он начинает чувствовать себя более свободно, уверенно, даже забывает о своих трудностях.

    Незрячие дети имеют целый ряд психологических особенностей развития (некоторые общее отставание развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего; представления, получаемые им из внешнего мира, неполны, отрывочны, схематичны), которые учитываю при составлении программ обучения.     Незрячий ребенок воспринимает мир по-другому: наблюдает фрагментарность восприятия, отсутствие целостности образов, им трудно выделить существенные качества предметов: форма, размер, цвет и т.д. Задания на восприятие и различение двух признаков объекта затруднено. Такие задания имеют низкую результативность, увеличение времени восприятия, большой процент ошибок и, как следствие, ослабление интереса к окружающему миру, снижение общей активности и избирательности восприятия. У ребенка формируется страх и неуверенность. Для преодоления данных трудностей учу слепых детей способам обследования различных объектов (предмет, рельефный рисунок), соотносить рельефные изображения с натуральными объектами и их моделями; узнавать предметы окружающего мира, изображенные на ярких рисунках (для слепых с остаточным зрением). Обязательно все действия комментируются (сначала учителем, затем учеником). При этом компенсируется еще одна особенность незрячего ребенка- непонимание смысловой стороны слова, а также слабое использование невербальных средств общения из-за недостатка зрительных впечатлений. Подталкиваю детей на овладение диалогической формой речи, учу, как начать, поддержать, закончит разговор, привлечь внимание и т.п., работау над овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, благодарность, комментирование ответа одноклассника) и соблюдений правильной интонации.        

Учитель реализует индивидуальный подход с помощью вариативного дидактического материала. Задания самостоятельных и контрольных работ, выполняя которые учащиеся может выбрать наиболее удобный для себя способ учебной работы с материалом, который различается типом, формой, содержанием.

     Задания для различных способов восприятия и переработки учебного материала:

— для учеников «аналитиков» предлагаются задания на установление соответствий, выделение частного из целого;

— для учащихся «синтетиков» имеются карточки- задания с табличной формой представления учебного материала.

Чтобы донести информацию учитель затрагивает как можно больше способов ее переработки учеником. Особое внимание учитель обращает на сенсорные системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической и операций логического мышления.

   Особенности переработки информации у визуалов: смотреть, представлять, наблюдать. Поэтому, работая с учеником-визуалом, учитель дает возможность ему больше читать, рассматривать схемы, таблицы, иллюстрации, диаграммы, наглядные пособия, текстовые и графические файлы, так как все они являются основными источниками информации для них. Создание на уроке точных зрительных образов один из важных элементов в обучении предмета географии таких учеников. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе то, о чем идет речь. Учебные картины, таблицы, схемы, иллюстрации применяются постоянно.

   Типичная познавательная позиция для аудиалов: слушать, говорить, обсуждать, поэтому им представляется возможность внимательно прослушивать звуковые файлы. На уроке с этими учениками часто используются аудиовизуальные технические средства обучения: фоноупражнения, фонотесты, фонозаписи текстов, рассказов, аудиоуроки и аудиолекции. Ученик-аудиал воспринимает мир через призму звуков, поэтому в обучении аудиала педагог применяет также словесные методы: учебный диалог, беседа, рассказ, лекция. Для лучшего усвоения материала аудиалам предлагает пересказывать тексты, задавать вопросы, принимать участие в хронологических или терминологических дуэлях.

   Для кинестетиков основной канал восприятия: действовать, чувствовать, ощущать. Таким учащимся важно не просто учить материал, а работать с ним (самостоятельно составлять таблицы, ОК, схемы, записывать главные мысли, работать с картами). Кинестетикам необходимо самим прочувствовать информацию во время письма.

   У дигиталов восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, формул, логических доводов, схем, графиков, таблиц. Таким обучающимся учитель дает возможность записывать информацию в виде схем, кластеров, таблиц, синквейнов.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по специальным адаптированным программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания проводится индивидуально или фронтально. Его проверка проводится поочерёдно или совместно с классом в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы. Выполнение домашнего задания оценивается с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Контрольные работы по предметам, а так же творческие работы  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *