Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата), с задержкой психического развития и интеллекта, с расстройствами аутистического спектра, со множественными нарушениями развития.
Основные проблемы воспитания и социализации детей с ОВЗ:
- деформированность коммуникативных потребностей и социальных мотивов поведения (слабая активность и самовыражение в общении со сверстниками; личностная незрелость проявляющаяся в эгоцентризме, наивность суждений слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни);
- неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности (отключение в приеме, переработке и использовании информации извне; необщительность, неискренность, враждебность, агрессивность, нечуткость, равнодушие; бедность словарного запаса; низкий уровень общей осведомленности);
- низкая способность к социальной рефлексии (неадекватное отношение к социальному одобрению или неодобрению; недостаточный объем социально-этических знаний; разрыв между нравственным сознанием и поведением; повышенная подражаемость, внушаемость или упрямство);
- трудность овладения социальными ролями (задержка на роли «маленького», «подчиненного» (ведомого), принятие на себя роли «шута», робость, тревожность).